Как разговаривать с коллекторами
Оглавление
При оформлении любого кредита, не исключая и микрозаймов, гражданин берет на себя обязательства по его погашению.
Неуплата долга приводит к необходимости общения с коллекторами. И раз обстоятельства привели к нарушению вами условий кредитного договора, важно понимать, как разговаривать с коллекторами — ведь правильное общение позволит сохранить имидж добропорядочного заемщика, а в ряде случаев — выгодно погасить просроченную задолженность.
Как быть, если звонят коллекторы, в каких случаях могут прийти лично, и разрешено ли им общаться с близким окружением должника.
Нужно ли вообще взаимодействовать с коллекторами?
Начнем с того, что коллекторские службы на сегодня абсолютно легальны. Это фирмы, включенные в официальный реестр, которым банк передал полномочия обсуждать с должниками задолженность. Но действовать при этом они должны, не переходя рамки закона, не допуская шантажа, запугивания или откровенного вымогательства. К их услугам может обратиться любой банк или МФО, если клиенты уклоняются от исполнения финансовых обязательств.
Право на взыскание задолженности коллекторская служба может получить двумя способами:
- Заключить договор с финансовой организацией на взыскание долга. В этом случае задолженность остается в банке или МФО — коллекторы лишь берутся вернуть кредит, то есть обеспечить исполнение кредитных обязательств. Как правило, к этому способу прибегают кредитные организации, не имеющие собственной службы взыскания.
- Заключить с банком договоров цессии — переуступки прав требования. В этом случае коллекторы попросту выкупают у банка просроченную задолженность, тем самым становясь вашими кредиторами.
с коллекторами Закажите звонок юриста
В последнем случае коллекторский долг (возникший по договору цессии) абсолютно законен, и накладывает на должника обязательства по погашению. Как, в какие сроки он погашается, и как нужно взаимодействовать с коллекторскими агентствами в этом случае — зависит от дальнейшего общения с коллекторами.
Поэтому взаимодействовать с представителями коллекторских агентств нужно, а нередко для должника это выгодно. Но что делать, и как вести разговор, если при общении коллекторы переступают грань — становятся слишком навязчивы, угрожают, нарушают банковскую тайну? Рассмотрим, как вести себя с коллекторами в подобных ситуациях.
Коллекторы звонят по телефону
Должникам нелишне понимать, как правильно разговаривать с коллекторами по телефону:
- Попросить специалиста представиться: назвать ФИО, должность, организацию, которую он представляет.
- Узнать, на каком основании он вам звонит: какое у компании право на взыскание задолженности и у какой финансовой организации получен этот долг. Попросить назвать реквизиты договора цессии или доверенности, уточнить, когда документы о переуступке долга были вам отправлены.
- Не грубить, даже в ответ на их грубость. Лучше уведомить коллектора о подаче жалобы к вышестоящему начальству или в контролирующие организации при грубости с их стороны, или же прервать разговор.
- Если задолженность действительно существует, не стоит от нее отказываться — тем самым вы сохраните образ добропорядочного заемщика, а при судебном разбирательстве это очень важно.
Коллектор требует немедленного погашения долга («займите у родственников/знакомых», «возьмите кредит» и т. п.) — отказывайтесь.
Что отвечать коллекторам, если не можешь платить?
Говорите, что отсутствует возможность, такой суммы денег нет, но вы готовы рассмотреть их варианты решения, а их у коллекторов немало (реструктуризация, значительная скидка при разовом погашении и пр.). Со своей стороны можете предложить обратиться в суд.
Какие права есть у коллекторов
в отношении физ. лица — должника? Закажите звонок юристаЕсли долг уже просужен — пусть подают документы к приставам (особенно если уже есть другие долги). Сошлитесь, что деньги списывает ФССП.
- Надо ли записывать разговоры? ДА, нелишним будет включить в телефоне диктофон и уведомить коллектора о записи разговора — это заставит его вести себя корректно.
Не стоит вести чересчур жесткий разговор с коллекторами, но при этом попытки давления, шантажа или угроз следует пресекать. Гражданин вправе подать жалобы в надзорные органы или даже прокуратору, если работником коллекторской компании нарушаются права и свободы.
Периодичность телефонных звонков
Немаловажно знать, как часто имеют право звонить коллекторы. Руководствуясь положениями текущего законодательства, коллекторы могут побеспокоить:
- с 8 утра до 22 в будние дни;
- с 9 утра до восьми вечера в выходные и праздники;
- писать электронные письма или СМС не чаще 16 раз в месяц;
- звонить не больше 1 раза в течение суток, и не чаще 2 раз в неделю.
Сошлитесь на ст. 7 Закона №230-ФЗ.
Также коллекторам запрещены звонки на работу, родным и близким должника, кроме случаев, когда:
- их указали в качестве контактного лица в договоре займа (тогда коллектор вправе звонить им, но до первого отказа — достаточно сообщить, что они не желают общаться)
лицо несет солидарную ответственность на основании поручительства или является созаемщиком.
Неисполнение этого требования: звонки начальнику, в бухгалтерию, родителям, письма в соцсетях друзьям является разглашением ваших персональных данных и банковской тайны и влечет за собой весьма серьезные санкции. Узнайте, как общаться с коллекторами по новому закону, обратившись за консультацией по телефону, указанному на нашем сайте.
Что делать при встрече, если пришли домой
Согласно закону, личные посещения коллекторами должника разрешены еженедельно и не чаще одного раза. Если они пришли домой во внеурочное время (до 8 утра или позже 10 вечера), вы вправе с ними не общаться.
При посещении должника коллекторам запрещено:
- проникать в помещение самовольно;
- разговаривать с соседями и родственниками должника о вашем долге, имуществе, работе;
- общаться с несовершеннолетними членами семьи и пожилыми лицами старше 70 лет;
- пытаться провести опись имущества, изымать материальные ценности в счет уплаты задолженности;
- их действия не должны приводить к порче личного имущества.
При встрече с коллекторами нужно также вести себя корректно, без агрессии, в случае угроз, оскорблений или шантажа с их стороны, грозить жалобой.
Как разговаривать с коллекторами, если они угрожают? Лучший вариант — организовать видео или аудиозапись разговора. В суде и при жалобах в полицию, ФССП, прокуратуру это станет неоспоримым доказательством нарушения ваших прав. Аналогичным образом необходимо поступать, если пришли коллекторы на работу — они не должны распространять сведения о долге и отвлекать от исполнения трудовых обязательств.
не должник? Спросите юриста
Что делать, если вы не должник
Нередко добропорядочные заемщики или лица, вообще не бравшие кредиты, получают от коллекторов требование вернуть долг.
По опыту и отзывам на форуме, звонки коллекторов по чужим непонятным займам начинаются после приобретения новой сим-карты. В этом случае ваш номер просто находится в их базе, так как ранее принадлежал должнику.
Что делать, если звонят коллекторы по чужому долгу? Как правило, достаточно связаться с головным офисом коллекторской службы и объяснить, что этот номер у вас недавно, и к долгу вы не имеете отношения.
От вас могут попросить представить свои личные данные (ФИО, адрес), после чего удаляют ваш номер из базы должников. Убедитесь, что звоните по официальному номеру коллекторской фирмы. Если вы не должник, то бояться коллекторов не стоит — обычно простого объяснения достаточно, чтобы от вас отстали.
Как быть при нарушении коллектором закона: образцы жалоб и заявлений
В случае угроз и оскорблений не терпите, не действуйте по закону.
- Соберите доказательную базу: видео и аудиозаписи с угрозами, электронная или бумажная переписка, сведения о количестве и времени звонков (закажите выписку у мобильного оператора).
- Затем следует написать жалобу на коллекторов:
- в ФССП, которая является контролирующим органом, можно обращаться по любым, даже формальным нарушениям: от опечаток в документах до реальных угроз.
Заполнить и отправить можно онлайн.
- в ассоциацию коллекторов НАПКА, форма на сайте. Они реагируют очень быстро, и впредь представители взыскателя будут общаться вежливо и по графику.
- в Роскомнадзор, если пообщались с коллегами, знакомыми, которых вы не указывали в договоре с микрофинансовой организацией/банком.
- в Прокуратуру и полицию, если поступают угрозы, либо происходит реальная порча имущества.
Отправьте через интернет-приемные в Москве, в Санкт-Петербурге, либо через Госуслуги.
- в ФССП, которая является контролирующим органом, можно обращаться по любым, даже формальным нарушениям: от опечаток в документах до реальных угроз.
Обратите внимание! ОВД РЕКОМЕНДУЕТ обращаться к участковому, если действия коллекторов незаконны! Телефон горячей линии
8-800-222-74-47
Информация на сайте ведомства рекомендует сразу же после того, как действия или слова представителей коллекторских агентств стали неадекватными, обращаться к участковому инспектору или писать заявление в районный отдел ОВД. Под неадекватным поведением подразумевается нецензурная брань, угрозы, хамство, порча или угроза порчи имущества, намеки на физическое воздействие в отношении заемщика и его родственников.
А лучше будет обратиться к юристам, которые представят интересы как в суде, так и при общении представителями коллекторских служб. Ведь они прекрасно знают, как бороться с коллекторами, и как выйти из сложной финансовой ситуации, предельно эффективно решить проблемы с кредиторами.
Видео по теме. Соловьев: закон о банкротстве физических лиц
Свежие вопросы
Алексей Майкоп 0 ответов
Галина Таганрог 1 ответ
Светлана Сергеевна Смоленск 1 ответ
Марина Барнаул 1 ответ
Анастасия Когалым 1 ответ
Катерина Волгоград 1 ответ
Андрей Азов 0 ответов
Популярные статьи
Комментарии и вопросы