Как бороться с коллекторами?

Коллекторские агентства работают на территории РФ совершенно законно. Они покупают просроченные кредиты у банков и других финансовых организаций (или работают с ними по агентскому договору), а потом пытаются взыскать их с должников самостоятельно.

Сделка по выкупу называется договором цессии или переуступки права требования. С 2014 года банки получили право на продажу долгов без согласия должника. Как бороться с коллекторами, если они купили просроченный займ? И стоит ли с ними бороться? Ответы вы найдете здесь.

Методы коллекторов по работе с должниками

Коллекторы в основном используют методики психологического воздействия на физическое лицо. При этом они не вправе:

  • Проводить принудительное взыскание — это прерогатива ФССП;
  • Арестовывать счета в банке;
  • Изымать и конфисковывать имущество должника.

Их методы — это:

  • Звонки с целью напомнить о долге;
  • СМС с информацией по кредиту или займу;
  • Визиты сотрудников на работу или по месту проживания должника с целью поговорить о перспективах возврата долгов;
  • Письма и другие официальные уведомления о задолженности;
  • Предложения по реструктуризации или частичном списании долга.
Какие права есть у коллекторов
в отношении долга физ. лица? Закажите звонок юриста

Также коллекторы могут проверять место работы, узнавать у близких друзей, родственников и коллег о вашем финансовом положении. Но они не вправе информировать их о вашем долге или просить погасить задолженность вместо вас.

Нередко коллекторы мониторят социальные сети, чтобы оценить психотип должника, его социальный статус, материальные возможности. Случается, что именно из «постов хвастовства» в социальных сетях они понимают, что должник далеко не так беден, как он любит об этом им сообщать.

Основу работы взыскателей долгов составляют телефонные звонки. Преимущественно они звонят должнику лично, но могут заводить разговоры с людьми, которые входят в круг общения человека.

Позвонив должнику по телефоны, коллекторы обычно:

Другими словами, проводится нагнетание обстановки, коллекторы применяют психологические методики давления.

Также коллекторы могут позвонить коллегам, начальству или близким людям должника. И тут может быть два сценария развития беседы:

  1. Они звонят и рассказывают о кредите, о задолженности, раскрывают другую информацию о должнике. Такие действия недопустимы, они преследуются по ст. 137 УК РФ — это распространение персональных данных.
  2. Они интересуются местонахождением должника или другими данными, просят передать трубку ему или передать тот факт, что человека разыскивают. При этом конфиденциальность клиента сохраняется на должном уровне. Такие действия считаются нормой, они не нарушают закон.

Какие действия коллекторов недопустимы?

Коллекторы не могут осуществлять действия, которые выходят за рамки № 230-ФЗ. Этим законом регулируется их деятельность. Вы можете обратиться в прокуратуру, в правоохранительные органы:

  • Если угрожают физической расправой заемщику или совершаются подобные угрозы в адрес членов его семьи;
  • если прослеживается вымогательство. Например, в процессе разговора вы сообщили, что просроченный кредит отдать нечем, но коллекторы все равно оскорбляют и требуют немедленного погашения, запугивают вас;
  • если коллекторы причинили вред вашему имуществу, домашним животным или применили другие действия, которые преследуются по закону;
  • если вам часто названивают, шлют СМС — количество звонков и сообщений превышает все допустимые лимиты.

Как правильно составить жалобу
на коллекторов? Закажите звонок юриста

Как правильно разговаривать с коллекторами? Как с ними бороться?

Вы можете предпринять некоторые меры, чтобы защитить себя на будущее. Они необходимы, даже если взыскатели пока ведут себя в рамках закона.

  1. Ведите записи всех разговоров с коллекторами: аудио, видеоформат, диктофон. Не удаляйте СМС, которые шлет коллекторское агентство.
  2. Сохраняйте все письменные претензии и извещения по поводу просроченной задолженности.

Ведение разговоров с коллекторами — это отдельная тактика. Важно соблюдать в разговорах вежливый тон, не поддаваться на провокации и честно отвечать на вопросы. Помните, запись разговоров ведете и вы, и ваши собеседники. Неаккуратные выражения могут быть в дальнейшем использованы против вас.

Придерживайтесь следующих рекомендаций.

  • Постарайтесь узнать больше информации по поводу агентства, в работе у которого находится ваш долг. Требуйте, чтобы сотрудник представился, назвал регистрационные данные и наименование агентства, номер кредитного договора и сумму долга.

    Коллекторы обязаны по закону предоставить должнику доступ к перечисленным сведениям. Если они этого не сделают, вы можете не продолжать разговор с нарушителями, отказаться от общения.

  • Предупредите коллектора, что запись телефонного разговора ведется вами лично. Это важно.
  • Не пытайтесь угрожать или использовать хамский тон. В особенности, если сам коллектор придерживается делового стиля в общении. Ваши слова тоже записываются, и при необходимости жесткий разговор может быть использован с целью привлечения вас к ответственности.
  • Четко отвечайте на поставленные вопросы, не уходите от ответа. Если у вас нет денег для погашения кредита, так и говорите. Не стоит скрывать что-то или обещать, если реальных возможностей нет. Постарайтесь договориться с взыскателем о реструктуризации или частичном списании задолженности.

    Агентства покупают кредиты за небольшие деньги — до 10% от стоимости, поэтому могут себе позволить предоставление выгодных скидок. Поэтому наш совет — торгуйтесь!

В разговорах вы на себе почувствуете применение некоторых психологических тактик. При всей вежливости коллектор будет по 10 раз повторять один и тот же вопрос в разных формулировках, затрагивать неудобные темы, пытаться узнать личные подробности вашего финансового положения.

Если вас провоцируют, вам нужно все равно придерживаться хорошего тона. Помните, эти вопросы задаются не по прихоти определенного сотрудника агентства, а целенаправленно, этот метод работы взыскателя.

Нужна помощь? Закажите звонок юриста

Старайтесь отвечать то же самое на повторяемые вопросы, не переходите на эмоциональный тон: «я же уже сказал, что вам еще непонятно?!».

Юридическая защита от неправомерных действий

Некоторые положения закона о взыскании нужно знать каждому должнику, в отношении которого работают коллекторы.

  1. Количество звонков не может превышать 8 случаев в месяц; количество СМС — 16; визиты допускаются 1 раз в неделю.
  2. Беспокоить вас можно в рабочее время, но коллекторы не могут приходить или звонить с 22 до 8 утра по будним дням; с 20 до 9 утра по выходным и праздникам.
  3. В отношении вас не может проводиться взыскание, если банк или другая кредитная организация не предупредила вас о продаже долга. Да, они могут не спрашивать вашего разрешения на оформление договора цессии с коллекторским агентством, но они обязаны предупредить об этом. Если вы не получали писем из МФО, банка, другой организации, вы можете спокойно обращаться в суд с жалобой на действия взыскателей. Договор переуступки права требования будет аннулирован.
  4. Коллекторы не могут посещать вас «насильно». Если вы отказываетесь от такого общения — они не могут требовать личной встречи. Кроме того, визиты не могут наноситься группой взыскателей, только по одному.
  5. Агентство не вправе привлекать ваших родственников и коллег, рассказывать о вашем долге, требовать определенных действий: мол, поговорите с ним, не давайте ему денег и так далее. Это запрещенные приемы, прямое правонарушение.

Бороться с коллекторами можно
Но смысл имеет бороться с коллекторами только тогда, когда они нарушают закон.

Защита управленческим методом

У вас есть право отказаться от любого общения с коллекторами, вне зависимости от срока просрочки, от суммы задолженности. Право возникает уже через 4 месяца после начала просрочки по коллекторскому долгу.

Вам потребуется только написать отказ от дальнейшей обработки персональных данных. Это заявление, которое имеет установленную законом форму — образец вы можете изучить на нашем сайте.

Представленное заявление:

  1. Пишется с целью запрета звонков, визитов и СМС общения. То есть коллекторы больше не смогут вам звонить, писать, посещать вас по месту работы или жительства.
  2. Направляется в адрес кредитора заказным письмом с обязательным извещением о получении. Далее в течение 1 месяца агентство обязано предпринять соответствующие меры.

Дальнейшее общение после отказа возможно:

  • через вашего законного представителя — через юриста или адвоката;
  • через электронную почту, посредством деловой переписки;
  • через судебную инстанцию, где коллекторы выступают взыскателями, а вы – ответчиком в качестве неплательщика по долгу.

Если коллекторы обратятся в суд, далее взыскание будет проводиться судебным приставом из ФССП. Он вправе обрабатывать ваши персональные данные, принудительно взыскивать часть дохода, арестовывать и конфисковывать имущество в счет оплаты кредита.

Куда эффективнее всего жаловаться
на коллекторов? Закажите звонок юриста

Как прижать коллекторов, если они продолжают нарушать положения закона?

Коллекторы часто продолжают требовать возврата кредита, даже если человек написал отказ от любого общения. Если претензии продолжают поступать в ваш адрес спустя 30 дней после отправки письма с заявлением об отказе, то вы можете пожаловаться на его незаконные действия.

  • в ФССП — Федеральная служба судебных приставов. Она ведет реестр коллекторских агентств, и обязана реагировать на жалобы населения. В отношении компании могут применять штрафные санкции в результате проверок, в крайних случаях проводится исключение из реестра;
  • В НАПКА — Национальная Ассоциация профессиональных коллекторских агентств. Тоже ведет надзор за деятельностью компаний по взысканию кредитов и микрозаймов. Форма жалобы на коллекторов есть на сайте НАПКА;
  • в правоохранительные органы — сюда следует обращаться с заявлениями на притязания, вымогательство, угрозы, порчу имущества и другие действия, которые выходят за рамки № 230-ФЗ, и входят в юрисдикцию Уголовного кодекса РФ;
  • в прокуратуру — сюда тоже следует обращаться с жалобами на незаконные действия;
  • в Роскомнадзор — инстанция обязана реагировать на поступающие жалобы, причем обратиться можно онлайн. Туда подается жалоба на разглашение персональных данных.

Обратиться в перечисленные выше инстанции стоит также, вы — не должник, и не брали кредита. Постарайтесь сначала разобраться с агентством, выяснить, почему поступают претензии именно вам. Скорее всего, это ошибка в личных данных. Но если после этого требования не прекратились, вы можете обжаловать незаконные претензии.

Какие требования закон предъявляет
к человеку, желающему признать себя банкротом? Спросите юриста

Помощь через суд

Избавиться от задолженности можно только через признание личного банкротства. С 2015 года должники могут это сделать, обратившись в Арбитражный суд по месту регистрации.

По новому закону № 289-ФЗ, также можно признать себя банкротом во внесудебном порядке. Эта возможность появилась в сентябре 2020 года. Но проблема в том, что критерии отбора достаточно жесткие, и в случае:

  • превышения лимита долгов (больше 500 000 рублей);
  • отсутствия закрытых исполнительных производств ввиду отсутствия имущества (по ч. 4 п. 1 ст. 46 № 229-ФЗ),

Иначе МФЦ откажется признавать вас банкротом. Вы попросту потеряете время.

Обратившись в суд, вы можете пройти процедуру реализации имущества и законным путем избавиться от коллекторских кредитов. Списанию подлежат все микрозаймы, кредитные обязательства, налоги, ЖКХ и еще ряд задолженностей.

Если в отношении вас произошла передача долга, и у вас нет денег на возврат просроченных кредитов — мы предлагаем пройти процедуру банкротства «под ключ», с полным юридическим сопровождением. Мы поможем в кратчайшие сроки подготовить документы, запустить судебное рассмотрение дела, и полноценно стать банкротом всего за 7-8 месяцев.

    Получить консультацию

    Задайте любой вопрос по банкротству и получите развернутый ответ.
    Это бесплатно.

    Видео по теме. Соловьев: закон о банкротстве физических лиц

    1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
    Загрузка...

    Комментарии и вопросы

    Добавить ответ

    Ваш вопрос по банкротству физлиц

    Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните по бесплатному многоканальному телефону 8 800 551-75-19, юрист Вам поможет

    Задать вопрос