Куда жаловаться на коллекторов? Работают ли эти жалобы в 2021 году...

Коллекторские компании, собирая с населения просроченную задолженность по кредитам и займам, обязаны работать строго с соблюдением норм 230-ФЗ. Этот закон впервые в истории России формализовал труд служб взыскания, определил правила работы коллекторов и четко прописал, какие действия недопустимы.

Сегодня большинство коллекторов, имеющих лицензию на сбор просрочки, работают цивилизованными методами и не допускает в общении с должниками грубости и хамства. Но временами у должников возникают проблемы при общении с мытарями.

Поэтому каждый человек должен понимать — куда же жаловаться на коллекторов, если сотрудник взыскателя ведет себя хамски, угрожает, да и вообще если беседы с ними приобретают негативный оттенок.

В первую очередь необходимо понимать, что коллекторы имеют право звонить должникам, представлять интересы кредитора и требовать у физлиц погашения долга. Поэтому просто позвонить в полицию и пожаловаться на факт звонка коллектора словами из серии «я не хочу с ними разговаривать, у меня от их напоминаний давление подскакивает, а денег не прибавляется», наверное, можно.

Но только толку это не даст. Жаловаться на действия или слова коллектора можно только тогда, когда он нарушает нормы закона. Например, когда коллекторы нарушают требования о количестве звонков и встреч с должниками или, что гораздо хуже, звонят и угрожают физической расправой.

Коллекторы не имеют права:

  • применять к должникам силу, то есть, например, при визите домой удерживать дверь от закрывания или мешать вам войти в дом;
  • применять к должникам психологическое давление, допускать в беседе элементы угроз или шантажа;
  • вести беседу в хамской манере или грубым тоном, пользоваться ненормативной лексикой;
  • нарушать целостность имущества должника, например, прокалывать колеса у его автомобиля;
  • проводить принудительное изъятие чужой собственности;
  • выдавать себя за сотрудников силовых ведомств или судебных приставов;
  • не представляться и не называть название и реквизиты компании, которую они представляют;
  • звонить чаще 1 раза в сутки, 2 раз в неделю или 8 раз в месяц;
  • звонить и отправлять sms-сообщения с 22:00 до 06:00;
  • звонить родственникам должника;
  • предъявлять претензии по чужому кредиту;
  • применять меры, которые создают угрозу здоровью и жизни человека. Все тот же пример — нельзя проколоть колеса автомобиля, это одновременно порча имущества и угроза для жизни.

Главный надсмотрщик для коллекторов — ФССП

За работой коллекторов надзирает много различных ведомств. Основное из них — это Федеральная служба судебных приставов (ФССП). Любая жалоба и проверка со стороны ФССП может повлечь исключение агентства из реестра, аннулирование свидетельства на право работы. Это автоматически означает запрет на коллекторскую деятельность.

Поэтому, если вам угрожают коллекторы, например, в телефонном разговоре слышны угрозы или вымогательство денег, то сначала надо убедиться, что вам звонили из легально работающего на рынке коллекторского агентства. Для этого надо зайти на сайт ФССП и проверить — есть ли название этого агентства в реестре.

Если название компании в реестре есть, то нужно написать жалобу на действия взыскателей.

В ФССП также нужно писать жалобу, если коллекторы нарушают другие требования закона № 230-ФЗ, например, превышают допустимое количество звонков и встреч.

Но для того, чтобы доказать справедливость жалобы, необходимо вооружиться доказательствами. Например, нужно будет предоставить запись беседы, если, например, вы полагаете, что коллекторы вам угрожали.

Для этого, если один раз вы не успели провести запись беседы, то при следующем звонке попросите сотрудников коллекторской компании перезвонить вам через несколько минут, сославшись, например, на то, что в данный момент вы находитесь в транспорте и говорить вам с ними неудобно.

И помните, что слова о том, что коллектор передаст дело в суд – это не угроза, а наиболее вероятный сценарий развития событий в том случае, если вы отказываетесь вернуть долг или просто отказываетесь от общения с коллекторами.

Также в жалобе не стоит выдавать желаемое за действительное. То есть если с вами беседовали вежливо, а вы жалуетесь на угрозы и прессинг, то коллектор легко докажет свою правоту. Ведь по закону все разговоры с должниками коллекторы записывают, и записи бесед в компаниях хранятся два года.

Нужна помощь? Закажите звонок юриста

Как и куда еще можно пожаловаться на действия коллекторов?

Если разговоры приобретают жесткий характер, если угрожают вам или родственникам, если вас оскорбляют и вымогают деньги, то вне зависимости, легальный вам звонить коллектор или «черный маргинал», необходимо направлять претензию в правоохранительные органы:

  1. В Следственный комитет РФ, если у вас вымогают деньги или угрожают жизни и здоровью;
  2. В прокуратуру. Если угрожают, грозят расправой, хамят;

Защиту от звонков «черных коллекторов» можно найти только в правоохранительных органах. Ведь работа нелицензированных взыскателей, которые не включены в реестр ФССП, в России абсолютно незаконна.

Да, противостоять давлению и угрозам нелегальных взыскателей сложно. Иногда должникам просто хочется занести номер, с которого поступают угрозы, в «черный список» телефона или банально сменить сим-карту и номер телефона. Но жаловаться на такие звонки и действия нелегалов нужно обязательно, иначе они «входят во вкус» от своей безнаказанности.

Жаловаться на работу коллекторов можно и нужно, но только обоснованно
На работу легальных коллекторов нужно жаловаться в ФССП и НАПКА. На работу нелегальных взыскателей — в правоохранительные органы.

Есть ли еще уполномоченные органы, которые могут найти управу на коллекторов?

Такие органы есть. На работу легальных коллекторов можно и нужно пожаловаться в саморегулируемую организацию взыскателей — Национальную Ассоциацию профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) и финансовому омбудсмену — защитнику прав потребителей на финансовом рынке.

В НАПКА можно пожаловаться через форму на сайте. Для коллекторского агентства, которое будет «поймано на горячем», например, на угрозе или вымогательстве, исключение из НАПКА грозит автоматическим лишением лицензии, так как все члены рынка сбора долгов обязаны состоять в СРО.

Финансовый омбудсмен — это, скорее, инстанция для предъявления претензий к тому банку или микрофинансовой компании, которые продали (или передали) долг заемщика коллекторам, которые нарушают закон. Такая своеобразная «черная метка» для кредитных организаций — работать с этим взыскателем не рекомендуется.

Но сколько бы вы не жаловались на работу коллекторов, это не решит вашу основную проблему — наличие у вас задолженности перед кредитором.

Если вы считаете этот свой долг безнадежным, то лучше не только написать заявление на работу коллекторов в надзорные органы, а проконсультироваться с юристом о возможности прохождения процедуры банкротства.

Полностью избавиться от коллекторских долгов можно только путем банкротства. Не стоит бояться сложности этой процедуры, так как сейчас, в 2021 году, ее можно пройти не только через суд, но и в МФЦ.

Получить консультацию

Задайте любой вопрос по банкротству и получите развернутый ответ.
Это бесплатно.


Видео по теме. Соловьев: закон о банкротстве физических лиц

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Комментарии и вопросы

Добавить ответ

Свежие вопросы

Можно ли удержать социальные выплаты при банкротстве

Евгения Анатольевна Санкт-Петербург 1 ответ

Надо ли платить банкам, если процедура банкротства запущена?

Пальмира Подпорожье Ленинградская обл 1 ответ

Реализация автомобиля

Ольга Железнодорожный М.о 1 ответ

Долг МФО

Татьяна Экибастуз 1 ответ

Ваш вопрос по банкротству физлиц

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните по бесплатному многоканальному телефону 8(800)551-75-19, юрист Вам поможет