Упрощенное формирование реестра: финансовый управляющий будет сам проверять требования кредиторов при банкротстве

Дата: 24.06.2020 г.

Судебная практика показала, что Арбитражные суды перегружены, поэтому сроки рассмотрения дел о признании банкротства физлиц часто затягиваются. В связи с этим выдвинуто предложение отдать некоторые полномочия финансовым управляющим — в том числе, проверять требования кредиторов при включении в реестр.

Управляющие будут проверять и включать заинтересованных лиц, но в случае ошибки суд сможет исключить кредиторов из РТК.

Предполагается, что этот процесс будет выглядеть следующим образом:

  • данные о начале банкротства публикуются в Федресурсе и в издании Коммерсант, где с ними могут ознакомиться кредиторы;
  • далее кредитор составляет заявление и подает его управляющему и должнику, заявляя о праве требования. Не исключено, что под эти цели будет создан специальный сервис на сайте Федресурса;
  • далее финуправляющий информирует заинтересованных лиц о требовании кредитора (официальным документом);
  • в случае, если от заинтересованных лиц поступит возражение на включение, то управляющий должен включить их в реестр с соответствующим документальным подтверждением;
  • если возражения отсутствуют, то управляющий включит требования с обозначенными объемами долга и очередностью кредитора или откажет;
  • если кредитор решит оспаривать это решение, он может обращаться в суд с жалобой.

При этом у управляющего два основания, чтобы отказать кредиторам в принятии заявки:

  1. Истек срок для принудительного взыскания долгов.
  2. Кредитор не предоставил доказательств для подтверждения долга.

Недостатки нового законопроекта: что говорят эксперты?

Новое положение может создать дополнительную нагрузку на Росреестр, уверены эксперты. Они утверждают, что в ведомство начнут поступать массовые жалобы на действия арбитражных управляющих, причем в большей степени недовольными окажутся кредиторы. Очевидно, это будет происходить всегда, когда финуправляющий откажет в заявлении.

Цитата из законопроекта:

Недостатки нового законопроекта: что говорят эксперты?

Пострадавшими, прежде всего, будут физические лица и компании, выступающие кредиторами. Что касается банков, ИФНС, то такие кредиторы обычно добросовестно считают долги, представляют все документы, и с ними возникнет гораздо меньше проблем.

Отдельное внимание следует уделить положению рассматриваемого законопроекта № 598603-7, согласно которому у управляющего появляется возможность выносить отказ в случае, если кредитор предоставил недостаточно документов, подтверждающих долг. Существуют высокие риски, что такие отказы спровоцируют серьезные конфликты, жалобы в Росреестр и массовую подачу исков в Арбитражные суды.

В разы вырастет нагрузка на Росреестр: уполномоченные лица будут вызывать стороны для разбирательств, делать запросы на документы, рассматривать, проверять и выносить решения. Эти процессы могут занять уйму времени и потребуют привлечения дополнительных ресурсов.

Опять же, будет страдать репутация арбитражных управляющих. Тот факт, что управляющий где-то недополучил нужный документ, может расцениваться как недостаточно качественная работа. Такой взгляд на ситуацию повлечет наложение новых ограничений, очередного ужесточения ответственности финуправляющих.

Некоторые специалисты предлагали переложить полномочия по проверке обоснованности требований кредиторов на государственные органы. Например, на ФССП. Другие эксперты считают, что разумным было бы ввести госпошлину, за счет которой будут компенсироваться усилия управляющих по проверке сведений от кредиторов.

Предполагается, что новые поправки, принятые во 2 чтении, могут привести к удорожанию процедуры из-за увеличения публикаций в Федресурсе.

Также юристы нашли еще один потенциальный пробел в новом проекте: управляющий не сможет отказать должнику в банкротстве по старым основаниям, которые изложены в № 127-ФЗ. В частности, он не сможет отказать в ведении процедуры из-за ничтожных сделок, заключенных до банкротства.

Нет сведений и о полноценной проверке обоснований требований — управляющие должны все проверить за 30 дней, а этого времени недостаточно для тщательной проверки.

Когда заработает представленный проект? Третье чтение назначено на 07.07.2020.

Недостатки нового законопроекта: что говорят эксперты?

Информация в официальной страницы законопроекта на https://sozd.duma.gov.ru/

Если через 2 недели Госдума его примет в третьем чтении, то новые положения могут вступить в силу уже осенью 2020 года.

Темы:

Комментарии и вопросы

Добавить ответ

Ваш вопрос по банкротству физлиц

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните по бесплатному многоканальному телефону 8 800 551-75-19, юрист Вам поможет

Задать вопрос